При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации с целью обсуждения и поиска наиболее перспективных решений в части обеспечения языковой культуры (на примере разработанной модели метапредметной методической системы и методических рекомендаций) Обществом с ограниченной ответственностью совместным предприятием «Содружество» 20 августа 2020 года в городе Москве был организован и проведен обучающий семинар для руководителей и педагогических работников образовательных организаций общего образования с участием представителей дополнительного профессионального и высшего образования.
В работе обучающего семинара приняли участие более 100 гостей.
В рамках обучающего семинара обсуждались:
- проблемные вопросы, связанные с организацией работы, направленной на обеспечение языковой культуры обучающихся.
- проблемные зоны методической системы предметного образования в части обеспечения языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке.
- модель методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, а также методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы в части обеспечения языковой культуры обучающихся.
Работа обучающего семинара проходила в виде выступления докладчиков и функционирования дискуссионного стола, в рамках которого участниками была организована совместная проверка и оценка актуальности разработанной модели и методических рекомендаций, выработка предложений для улучшения методического обеспечения процесса поддержки языковой культуры, а также оценка перспектив внедрения модели и методических рекомендаций.
Так, с приветственным словом открыла обучающий семинар Мишина Наталья Юрьевна, руководитель образовательных проектов, Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество». Большой интерес аудитории вызвало выступление Вальгановой Марии Александровны, создателя и руководителя сети прогрессивных школ «Смарт скул»; лингвиста-переводчика, преподавателя иностранных языков, магистра психологии, бизнес-тренера на тему «Культура речи школьников в цифровую эпоху: проблемы и перспективы».
Активную полемику вызвали доклады «Как мотивировать молодежь к проверке уровня грамотности и повысить общий уровень языковой культуры», «Как не потеряться в мире словарей русского языка? Полезные интернет-ресурсы для преподавателей и учеников», «Как повысить интерес к знакомству с русской классикой и чтению современной литературы», представленные Тупицыной Екатериной Алексеевной, операционныс директором фонда «Тотальный диктант», автором и редактором канала #всемдиктант на «Яндекс.Дзене», аспирантом Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Пахомовым Владимиром Марковичем, кандидатом филологических наук, членом Орфографической комиссии РАН, научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, главным редактором портала «Грамота.ру», членом редколлегии журнала «Русский язык в школе», Геласимовым Андреем Валерьевичем, кандидатом филологических наук, современным российским писателем и режиссёром, доцентом Литературного института им. М. Горького, лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер», автором текста «Тотального диктанта» – 2020.
Кроме этого, об актуальности, цели и задачах создания модели метапредметной методической системы, а также о роли педагогических работников в реализации модели метапредметной методической системы рассказали в своих презентациях Новикова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранного и русского языков Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Лукичёв Александр Николаевич, координатор программ по русскому языку и языкам народов Российской Федерации, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», член Экспертного совета при Комитете по образованию Государственной Думы.
Насыщенная программа мероприятия обеспечила творческую и активную работу её участников.
Полезными оказались не только сообщения ведущих спикеров, но и профессиональное общение участников, позволившее им расширить круг взаимодействия по метапредметным вопросам в области повышения языковой культуры и читательской грамотности обучающихся.
Формат обучающего семинара дал возможность сформировать коммуникативные площадки взаимодействия педагогов русского языка и литературы, родных и иностранных языков; педагогических работников образовательных организаций высшего образования, стимулировал их активность, дал возможность в живом общении обсудить базовые аспекты модели и ее способности повысить качество общего образования в части формирования языковой культуры учащихся.
Мероприятие помогло его участникам сформировать ряд предложений по совершенствованию разработанных методических материалов и установить новые научные контакты.
Как отметили слушатели, участие в работе обучающего семинара позволило им получить ответы на рабочие вопросы и повысить уровень собственной компетентности, изучить опыт коллег и наладить профессиональные контакты для дальнейшего сотрудничества в сфере повышения языковой культуры обучающихся.