20 августа 2020 года в г. Москве при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации с целью обсуждения представителями целевой аудитории результатов мониторинга нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации был проведен межрегиональный семинар, в котором приняли участие более 40 слушателей из 16 субъектов Российской Федерации.
В рамках семинара были рассмотрены: нормативно-правовой аспект изучения и преподавания родных языков народов России; основные направления реализации мероприятий в сфере развития и поддержки родных языков коренных народов Российской Федерации; проблемные зоны нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации. В ходе работы дискуссионных площадок обсуждались актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса, создания и совершенствования учебно-методического обеспечения развития языков народов Российской Федерации, развития кадрового потенциала по вопросам изучения языков народов Российской Федерации, а также рекомендации по их устранению.
С приветственным словом выступила Мишина Наталья Юрьевна, руководитель образовательных проектов общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество».
Маршевой Ларисой Ивановной, доктором филологических наук, профессором, директором Института развития родных языков народов Российской Федерации, был представлен доклад «Основные направления концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации (нормативно-правовый аспект)». Доклад имел большой интерес у аудитории. Затем выступила заместитель директора Института развития родных языков народов Российской Федерации Келеш Наталья Дмитриевна с докладом о нормативно-правовых актах по вопросам изучения и преподавания родных языков народов Российской Федерации, в котором был представлен глубокий проблемный анализ.
О государственной политике в сфере развития русского языка как родного» рассказал Лукичев Александр Николаевич, кандидат исторических наук, координатор программ по русскому языку и языкам народов Российской Федерации, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», член Экспертного совета при Комитете по образованию Государственной Думы.
Оживленную дискуссию участников семинара вызвало выступление доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития личности ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ведущего аналитика ФГБУ «Российская академия образования», члена – ответственного секретаря Экспертного совета по воспитанию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дугаровой Туяны Цыреновны с докладом «Основные направления реализации мероприятий, ориентированных на поддержку развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации».
Ключевые результаты мониторинга нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации» осветил Боргояков Сергей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ведущий аналитик лаборатории анализа состояния и перспектив развития образования ФГБУ «Российская академия образования».
Кроме того, о проблемных зонах нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации рассказала в своем докладе Ладнушкина Нина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе Института права и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
После кофе-брейка участникам мероприятия была предоставлена возможность обсуждения способов и проблем, касающихся нормативно-правового обеспечения процесса поддержки и развития родных языков коренных народов России во время проведения дискуссионной площадки «Проблемные зоны нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации: причины и возможные пути устранения», модератором которой была Маршева Лариса Ивановна, доктор филологических наук, профессор, директор Института развития родных языков народов Российской Федерации.
В ходе работы второй дискуссионной площадки «Рекомендации по устранению проблемных зон при нормативно-правовом урегулировании процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации», модератором которой также была Маршева Лариса Ивановна, участники мероприятия имели возможность обсудить рекомендации по устранению проблемных зон при нормативно-правовом урегулировании процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации, подготовленных по итогам проведенного мониторинга нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов Российской Федерации, а также оценить эти рекомендации и выработать предложения по их совершенствованию.
В целом работа площадок была насыщена яркими выступлениями, глубокими дискуссиями, конструктивной критикой и горячей полемикой.
В ходе семинара были отмечены наиболее остро стоящие проблемы в сфере, была подчеркнута необходимость их срочного решения, а также предложены и обсуждены некоторые возможности совершенствования нормативно-правового обеспечения процесса поддержки и развития родных языков из числа языков народов России.
Семинар стал площадкой, позволившей представить актуальные аспекты и векторы процесса поддержки и развития родных языков, а также обеспечить обмен опытом между представителями профессионально-экспертного сообщества.
Участники мероприятия пришли к выводу о необходимости продолжения активного обсуждения актуальных вопросов, касающихся развития родных языков коренных народов Российской Федерации и их правового регулирования.