ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Статья «Создание и функционирование центров открытого образования на русском языке: управленческий аспект»
25.12.20

Сергеева Е.Е., к.п.н., почетный работник общего образования Российской Федерации, методист-руководитель проектов издательства «Академкнига/Учебник»

Поддержка, популяризация и продвижение русского языка за рубежом – миссия почетная для любой российской организации, занимающейся вопросами образования. Актуальность обращения к данной проблеме подтверждается как огромным спектром концептуальных и программных документов государственного уровня, так и сложившейся общеполитической ситуацией.

Цели, задачи, направления деятельности по решению данной проблемы определены в Концепции внешней политики Российской Федерации, в Основах государственной культурной политики и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, конкретизированы в Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2014 г. № 409 создан Совет при Президенте Российской Федерации по русскому языку, одной из основных задач которого является анализ реализации программ и проектов, направленных на развитие, защиту и поддержку русского языка в Российской Федерации и за рубежом, укрепление позиций русского языка в мире, расширение географии и сфер его применения, поддержку русскоязычных сообществ за рубежом, оценка эффективности таких программ и проектов, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в данной области.

С 2019 года Министерство просвещения Российской Федерации предоставляет гранты организациям в форме субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка. Условием предоставления грантов является победа в конкурсном отборе, а также обеспечение софинансирования мероприятий, на реализацию которых предоставлен грант, из внебюджетных источников. Участник конкурса должен обладать определенным квалификационным требованиям: иметь опыт выполнения программ и проектов в области защиты, поддержки и продвижения русского языка и российского образования и достаточную кадровую обеспеченность.

Гранты предоставляются и на создание центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку (далее Центр) в предложенных заказчиком странах, в 2019 году победителями конкурсного отбора стали 14 российских организаций, в 2020 году – 12.

Проект-победитель конкурсного отбора должен соответствовать специфическим требованиям, что предполагает:

- создание и обеспечение функционирования (в том числе кадровое обеспечение, обеспечение помещением и необходимым учебно-методическим, материально-техническим и аппаратно-программным оснащением) не менее 1 центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в указанной стране;

- привлечение штатных педагогических работников для реализации образовательных программ Центра;

- образовательная деятельность Центра должна осуществляться на безвозмездной основе для обучающихся, в очной форме (не менее 70% образовательной программы);

- образовательная программа не менее чем 1 курса, реализуемого в Центре, должна обеспечивать формирование коммуникативных компетенций по русскому языку как иностранному у обучающихся, соответствующих одному из следующих уровней владения русским языком как иностранным, регламентированному приказом Минобрнауки России от 01.04.2014 г. № 255;

- по итогам обучения всем обучающимся должен выдаваться соответствующий именной сертификат;

- функционирование Центра должно предусматривать свободный доступ организации, назначенной Минпросвещения России, ко всей документации и деятельности Центра для проведения обследования качества функционирования центра (в том числе, проведения пробного тестирования по русскому языку как иностранному);

- другие качественные и количественные показатели.

Реализация поставленных задач требует не только умений моделирования образовательного процесса обучения русскому языку как иностранному, но и, в первую очередь, навыков управленческого проектирования по созданию структурного подразделения (центра) российской организации, занимающейся образовательной деятельностью, на базе организации-партнера, находящейся на территории в одной из предложенных заказчиком стран. Именно поэтому в состав проектной группы необходимо включать квалифицированных управленцев, прошедших соответствующее обучение.

Учитывая, что организации – грантополучатели согласно условиям получения гранта организуют работу Центра с обязательным ведением образовательной деятельности, то такая деятельность (в качестве основной или дополнительной) должна быть отражена в их уставе и лицензии. На наш взгляд, организации – грантополучатели должны являться организациями, осуществляющими образовательную деятельность, хотя данное условие не указывается в конкурсной документации. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – № 273-ФЗ).

Чтобы создать Центры, на наш взгляд, необходимо реализовать следующие этапы:

планирование деятельности Центра (издание распорядительных актов). Заключение договора с иностранной организацией в соответствии со ст.105 № 273-ФЗ, на базе которой будет открыт Центр и с организациями-партнерами, которые будут привлечены к реализации проекта;

нормативное обеспечение деятельности Центра (положение о Центре с учетом ст.27 № 273-ФЗ, структура Центра, штатные единицы, должностные инструкции, договоры с работниками, издание распорядительных актов);

обеспечение образовательного процесса (кадровое, материально-техническое, учебно-методическое, аппаратно-программное, информационное, организация приема обучающихся);

реализация образовательных программ, культурно-просветительской и информационной деятельности, направленной на поддержание интереса к изучению русского языка, выдача сертификатов.

Вышеперечисленные этапы могут реализовываться последовательно, каскадно, параллельно, в зависимости от условий грантополучателя.

В 2019 году российские организации-победители конкурсного отбора организовали работу Центров в Узбекистане, Камеруне, Сербии, Индонезии, Греции, Боснии и Герцеговине (Восточное Сараево), Египте, Киргизии, Финляндии, Сирии, Чехии, Монголии, Абхазии, Вьетнаме на базе иностранных организаций вышеперечисленных стран. Открытию предшествовала большая организационная работа по разработке, согласованию и утверждению различных видов нормативной и правовой локальной документации.

Организации-грантополучатели организуют работу Центров на территории другого государства на базе иностранной организации. Международное сотрудничество в сфере образования регулируется ст.105 № 273-ФЗ. Согласно п.3. ст.105, организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, наличие договорных отношений с иностранной организацией, где функционирует Центр, является обязательным компонентом локальной документации организации – грантополучателя.

Анализ представленной документации показал, что только в половине российских организаций заключены договоры или соглашения о сотрудничестве с иностранными организациями по теме проекта, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании и согласовании.

Согласование и подготовка необходимой документации по подготовке реализации проекта велась в строгом соответствии с официальным протоколом международной, в том числе дипломатической, переписки АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» в Республике Индонезия. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» заключил договоры со всеми иностранными организациями, которые были привлечены к организации работы Центра открытого образования в Республике Абхазия.

Безусловно, заключение договоров с иностранной организацией требует значительных временных затрат, поэтому рекомендуется подготовительную работу начинать еще до подачи конкурсной документации на получение гранта.

На наш взгляд, важным элементом предварительной организационной работы должно являться и получение согласия официальных лиц, курирующих вопросы образования на территории, где функционирует иностранная организация, на базе которой планируется открытие Центра. После получения согласия проводится информирование руководителей иностранных организаций, где обучаются или работают будущие целевые потребители услуг, работники и волонтеры Центра. Такая работа комплексно или фрагментарно, но была осуществлена АНО «Центр спортивно-патриотических и социальных программ» в Сирии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» в Абхазии, ФГАОУ ВО РУДН в Египте, АНО «Научно-исследовательский институт проблем развития научно-образовательного потенциала молодежи» во Вьетнаме, АНО «Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» в Индонезии, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в Финляндии, о чем свидетельствует представленная информация и подтверждающие документы.

В соответствии с п 2. ст.27 № 273-ФЗ образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации (п10 ст.27. № 273-ФЗ).

Чтобы создать Центр в структуре российской организации необходимо разработать положение (либо другой документ в соответствии с ее уставом) о Центре с учетом положений ст.27 № 273-ФЗ, определить его цели, задачи, направления деятельности, порядок работы, права и обязанности, структуру, штатные единицы, особенности финансово-хозяйственной деятельности, отчетность, а также подготовить должностные инструкции, договоры с работниками (трудовые договоры или дополнительные соглашения к трудовым договорам или гражданско-правовые договоры в зависимости от конкретной ситуации). Эти документы и составляют правовую основу деятельности Центра как структурного подразделения российской организации. Но чтобы создать Центр на территории иностранного государства, то задача многократно усложняется, т.к. этот процесс должен осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации (п10 ст.27. № 273-ФЗ).

Вместе с тем, для реализации проекта и создания Центра открытого образования необходимо издание распорядительных документов (приказы, распоряжения, решения, указания и др.), которые позволяют организации-грантополучателю достигнуть поставленных целей и получать максимальный эффект от своей деятельности. Очевидно, что распорядительные документы содержат управленческие решения, обязательные для выполнения. Виды распорядительных документов, издаваемых организацией, устанавливаются ее учредительным документом – уставом. Логично предположить, что для реализации проекта и открытия Центра необходимо издание распорядительных актов по утверждению состава проектной (рабочей) группы, распределения обязанностей, назначения ответственного лица за реализацию проекта, о создании Центра, назначения его руководителя, а также издание актов, связанных с организацией образовательной деятельности Центром.

Положения о Центре разработаны и представлены в качестве подтверждающих документов только в 4 из 14 организаций-грантополучателей, разработанных только с учетом российского законодательства.

Следует также учесть, что в соответствии со ст.30 № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы определяют содержание образования. Ст. 12 № 273-ФЗ определяет какие программы относятся к основным, какие к дополнительным. Также при разработке локальных нормативных актов и программ необходимо учесть положения приказов Минобрнауки России:

от 01.04.2014 г. № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным и требований к ним»,

от 25.04.2014 года №412 «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному и технических требований к нему».

Наблюдается определенное противоречие, т.к. в нашей ситуации реализации проекта необходимо исполнение законодательства страны, где реализуется образовательная деятельность, при этом должны соблюдаться российские нормативные акты. Либо это противоречие должно сниматься в договоре с иностранной организацией о международном сотрудничестве.

Только в половине организаций-грантополучателей представлена распорядительная документация, связанная с зачислением и отчислением обучающихся, проведением тестирования и выдачей сертификатов, но разработанных локальных документов, основанных на законодательстве стран, где осуществляется образовательный процесс, представлено не было.

Анализируя информационные справки о реализации проекта и подтверждающие документы на основе вышеизложенных положений, можно сделать вывод, что в целом вопросу разработки нормативной и правовой документации при создании, открытии и функционировании Центров было уделено недостаточно внимания и характеризуется фрагментарностью.

При разработке рекомендаций по открытию Центров может быть учтен управленческий опыт работы ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» в Абхазии, также следует обратить внимание на значимость разработанных нормативных и правовых документов ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» по открытию Центра открытого образования в Киргизии, ФГАОУ ВО РУДН в Египте и Греции, АНО «Русская Гуманитарная Миссия» по перепрофилированию Русского центра философского факультета Университета Восточного Сараево (Босния и Герцеговина) в Центр русского языка и русистики.

Открытие Центров открытого образования состоялось в рамках грантовой поддержки Минпросвещения России в 2019 году и сейчас продолжается их функционирование. Их деятельность направлена на укрепление позиций русского языка в мире и развитие инфраструктуры российского образования за рубежом. Важно, чтобы нормативное и правовое обеспечение их деятельности отвечало нормам как российского законодательства, так и законодательства иностранных государств, где они территориально расположены.

Что изменилось в работе российских организаций-грантополучателей в 2020 году по открытию новых Центров?

На 26.11.2020 года изучена документация, расположенная на официальных сайтах данных организаций, в части разработки или внесения изменений в действующие документы, проведенных в рамках реализации проекта по открытию Центра, на соблюдение правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обращаем внимание, что согласно правилам, образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3-5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

В соответствии с правилами, информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках. Так как информация в рамках проекта ориентирована на иностранных граждан, не владеющих русским языком, то на наш взгляд, целесообразно, чтобы вся информация размещалась на иностранных языках, носители которых могут стать потенциальными потребителями услуг Центра.

На 26.11.2020 года, согласно информации, представленной на официальном сайте, только 4 организации из 12 (ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.И. Ульянова», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого») приступили к реализации проекта и организовали работу Центра. На сайте ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.И. Ульянова» размещены распорядительные документы, определяющие открытие работ по проекту и утверждающие Положение о Центре открытого образования на русском языке.

Ни одна организация не разместила документы о Центре, приеме обучающихся и новостную информацию на иностранном языке потенциальных потребителей услуг.

Выявленные противоречия и факты, связанные с недоработкой или непониманием порядка управленческих действий при реализации проекта, еще раз подтверждают необходимость разработки комплексных рекомендаций по открытию и функционированию Центров, проведения мероприятий по обмену опытом в рамках реализации проектов и обучения руководителей проектных групп основам проектного управления и международному сотрудничеству. Все это, надеемся, будет способствовать развитию открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. Есть цель – наша задача найти эффективные управленческие механизмы в сложных современных условиях.

Для ознакомления предлагается список организаций и источников нормативной и правовой документации, регламентирующей функционирование центров открытого образования, который использовался для анализа (таблица 1).

Необходимо отметить, что важно обновить подходы к составлению конкурсной документации, предусмотреть проверку условий заявленных проектов на этапе их рассмотрения, перед объявлением победителей. Было бы эффективным решением создание организации или наделение соответствующими полномочиями существующую организацию, занимающуюся сопровождением реализации проектов, ввиду их усиливающейся сложности и многогранности. Краткосрочность реализации проектов по продвижению русского языка за рубежом вряд ли позволит достичь качественных результатов, необходимы долгосрочные инвестиции.