ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Статья «Основные аспекты исследования эффективности функционирования центров открытого образования»
25.12.20

Кудрявцева Екатерина Львовна, кандидат педагогических наук, PhD, ФГАОУ ВО КФУ, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», Международный методсовет по многоязычию и межкультурной коммуникации. Эксперт Федерального реестра научно-технической сферы Российской Федерации

Исследовательская деятельность эффективности функционирования центров открытого образования проводилась в рамках проекта «Разработка комплексных механизмов создания и популяризации деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в российских образовательных организациях» на основании:

1) Установок технического задания в рамках гранта в отношении открытия Центров, основными из которых являются:

А) Центры должны находиться за пределами Российской Федерации.

Б) Центры должны являться опорными в стране своего местоположения для реализации российскими базовыми вузами и организациями системы образования невузовского типа (АНО) программ в системе «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку».

В) Образовательная программа этих центров должна быть сформирована так, чтобы учащиеся затем могли продолжить обучение в российских учебных заведениях, в том числе в университетах, институтах и академиях.

Г) Для того, чтобы все учащиеся достигли нужного для этого уровня, им необходимо предоставить литературу на русском языке, включая методические и образовательные материалы по преподаванию русского языка как иностранного, серии учебников, словари, классическую русскую литературу, художественную мировую литературу в русских переводах, а сами центры должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Д) Мероприятия центров могут посещать все желающие – и те, кто заинтересован в изучении русского языка как иностранного, и носители языка, которые хотели бы повысить уровень своих знаний, больше общаться на русском языке, а также молодые люди, которые намерены поступать в российские вузы.

2) Установок технического задания по проекту «Повышение эффективности функционирования центров открытого образования за счет разработки комплексных механизмов создания и популяризации деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в российских образовательных организациях», основными из которых являются:

А) Результаты Проекта опосредовано воздействуют на статус (признание) русского языка в мире и его распространённость, как средство межнационального общения через повышение эффективности деятельности и развитие комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

Б) Результаты проекта направлены на развитие и совершенствование кадрового потенциала, учебно-методической базы и технологической инфраструктуры центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

В) Улучшенная в результате проведения адресных мероприятий и оптимизации, и переориентации ресурсов инфраструктура поддержки и продвижения русского языка будет содействовать расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества.

Г) Качественный и содержательный анализ результатов и существующей нормативной и правовой документации, методические и организационно-финансовые аспекты функционирования Центров позволит сформулировать комплексные механизмы, направленные на развитие и совершенствование кадрового потенциала, учебно-методической базы и технологической инфраструктуры центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

3) Материалы отчетной документации по открытию центров.

4) Данные раздела 3 настоящего проекта «Анализ нормативной и правовой документации, регламентирующей функционирование центров открытого образования».

Целью проведенной нами аналитики в рамках проекта является выявление наиболее эффективных приемов и практик в привлечении на постоянной основе педагогов и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций к деятельности в центрах открытого образования, формировании учебно-материальной базы центров открытого образования, реализации мер по привлечению обучающихся, проведении диагностических и аттестационных процедур, что несомненно, позволит повысить эффективность функционирования комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

Основная выявленная тенденция преемственности: данный проект проявил тенденцию трансфера на более широкий круг участников ранее существовавших проектов «Центры и кабинеты Русского мира» (фонд «Русский мир») и Партнерская сеть Института Пушкина (ГосИРЯП им. Пушкина). Причем, выявленные на данный момент точки роста данного проекта являются также, как правило, и точками роста его предшественников. Точки же экспертизы предшественников (например, в области пиара и продолжительного софинансирования партнерских организаций на договорной основе) использованы не были.

Задача 1: Выявленная уже в процессе организации и проведения опроса для получения материала для статистической выборки проблема подтверждает отсутствие не столько механизмов (они созданы и могут быть преобразованы с учетом условий функционирования Центров и ситуации их деятельности в условиях корона-кризиса и др.), сколько опыта руководства и сотрудников Центров по реализации качественного внутреннего и внешнего мониторинга в рамках проектов.

Проблема здесь – в сложности и непрозрачности для участников Проекта линейных и нелинейных зависимостей (например, структуры управления Центрами, системы взаимодействия между Центрами и головными вузами и АНО в Российской Федерации, системы сетевого взаимодействия между Центрами в разных странах).

Рекомендация экспертного сообщества: С учетом данных выводов, на текущем этапе до внедрения и повторного использования (апробации) предлагаемого нами инструмента «обратной связи» с целью выявления кадровых, инфраструктурных и содержательных пробелов в деятельности Центров, необходимо предпринять конкретные шаги по:

открытости информации для каждого участника проекта (директоров, педагогов, пользователей) системы проекта в целом в графическом выполнении (схемы взаимодействия вуз Российской Федерации-вуз Российской Федерации, вуз Российской Федерации-центр, центр-центр) на организационно-правовом, документальном (документооборот), финансовом (директора); организационно-практическом и компетентностном (педагоги) и организационно-информативном (пользователи) уровнях;

- по проведению вебинаров специалистами в области дистанционного сетеобразования организаций разного типа в различных странах (правовых системах) для обучения директоров и сотрудников центров (каждого на его уровне ответственности и включенности) реализации данных систем с практическими примерами;

- по консультационной поддержке указанными специалистами директоров и сотрудников центров в течение первого года проекта для запуска активного и продуктивного сетеобразования как ресурса развития проекта в целом.

Задача 2. В техническом задании настоящего проекта указывается как один из конечных продуктов: «Разработаны не менее 5 комплексных механизмов механизмы создания и популяризации деятельности центров открытого образования в российских образовательных организациях, в частности их филиалов, находящихся за рубежом». Проблема заключается в том, что подобные комплексные механизмы (их квантитативность) непосредственно взаимосвязаны с типами организаций, участвующих в открытии Центров как с российской (вузы, АНО, иные), так и с зарубежной (вузы, языковые центры, НКО, иные) стороны. Поскольку каждая их данных организаций подчиняется свойственным для ее типа и страны ее регистрации как юридического лица нормативно-правовым актам.

Рекомендация экспертного сообщества: с учетом изложенного выше необходима внешняя (не сотрудниками центров, действующих или вновь открываемых) разработка маршрутных листов для открытия Центров.

При этом важно учитывать, что мы находимся в поле действия международного, а не странового права: то есть неверно и невозможно применение к Центрам вне Российской Федерации правовых норм Российской Федерации.

Следовательно, необходимо создание Единого Координирующего Центра для всей сети центров в Российской Федерации и за рубежом, минимальный кадровый состав которого определяется потребностями сетеобразования:

- специалист по международному праву в системе образования и науки, и проектной деятельности

- специалист по сетеобразованию (см. Задачу 1)

- специалист по международным образовательным стандартам и инновационным технологиям в образовании

- методический директор, специалист по интеграции российских (ФГОС) и зарубежных образовательных программ

- менеджер и разработчик образовательных проектов

- координатор сетевого сотрудничества в сфере научных исследований

- координатор сетевого сотрудничества в сфере дуального образования

- координатор сетевого сотрудничества в сфере проектной деятельности.

Также в каждом из открываемых Центров должен быть специалист по интеграции странового (страны расположения Центра) и российского образовательного ресурса, - для интеграции российских программ и учебных материалов в контекст стандартов и требований страны пребывания.

Без подобной интеграции русский язык и образование на русском языке не могут быть включены в мировой контекст, и клиентами Центров останутся только единичные пользователи, имеющие профессиональную или личную (семейную) потребность в освоении русского языка (но не предметов на нем); и востребованность уровней выше В1 будет оставаться на низком уровне.

Так же как участие Центров в наиболее востребованном секторе рынка образования на русском языке сегодня – работе с подростками-билингвами 14+ (потенциальными потребителями услуг российских вузов и уже не-клиентами русских школ за рубежом). В настоящее время данный сегмент целевой аудитории находится в зоне пристального внимания таких систем как IB, Кембриджская система (предлагающих свои экзамены в т.ч. по русскому языку и предметам на русском языке как одном из родных/неродном для билингвов) – и только путем интеграции страновых программ и программ российского образования (с выходом на двойные аттестаты, получаемые при Центрах) Российской Федерации может стать достойными игроком на этом вновь открывающемся рынке.

Задача 3. В связи с задачей 2 возникает необходимость выстраивания системы Центров в каждой стране как преемственной – со школы (с возможностью получения двойного аттестата) до Центра в его нынешней форме, подготавливающего к поступлению в российский вуз, или (ре)эмиграции в Российской Федерации (вкл. трудовую миграцию) или оказывающего просветительские услуги населению (на языке страны и на русском языке – с целью популяризации образа Российской Федерации через популяризацию русской культуры, открытий и инноваций, совершенных на русском языке). В последнем случае Центр выполняет функцию трансфера инноваций из Российской Федерации в страны и их валидации и тиражирования внутри страны, и трансфера инноваций из страны в Российской Федерации (исследовательского и проектного научного офиса).

В настоящее время Центры не имеют четко выраженной специализации и списка конкретных реализуемых ими действий для достижения поставленных в проекте целей и решения задач. Фактически они являются языковыми курсами при вузе или центрами дополнительного образования при вузе и НКО. И оказываются тем самым в наименее востребованных сегодня в оффлайн и наиболее занятых в онлайн сегментах международного рынка образования, не имея никаких конкурентных преимуществ (чем объясняется отмеченный в полученных анкетах спад потока клиентов уже в течение первого года).

При этом центры российских вузов, фондов (НКО), ассоциаций (НКО) и АНО сегодня открыты в странах как на базе вузов, так и 1 языкового центра (перепрофилированного) и НКО (2) без учета их исходных параметров и специфики.

Рекомендация экспертного сообщества: Необходима жесткая структурализация каждого центра с учетом его базовой организации в Российской Федерации и в стране нахождения, кадрового и территориального ресурса, ситуативных контекстов (в т.ч. правового, анализа рынка в стране и регионе расположения, инновационного потенциала базового вуза и страны расположения и др.); реорганизация программ и кадрового состава под решение Центром конкретных задач.

В таблицы указаны варианты реализации индивидуальных моделей сетевого сотрудничества в рамках единой системы Центров с учетом разнообразия базовых организаций в Российской Федерации и в странах нахождения Центров. Данный список при необходимости может расширяться.

Задача 4. На данный момент процесс выбора партнерских (страновых) организаций для российских (опорных, базовых) вузов, ассоциаций (НКО) и АНО – участников данного проекта – не прозрачен для внешнего эксперта. Показатели, на основании которых выбирается потенциальный партнер российской организации, не представлены системно ни в одном из указанных в качестве используемых нами для анализа источников (1-4).

Рекомендация экспертного сообщества: для систематизации деятельности Центров на местах и их сетевого взаимодействия необходимо:

- выработать единую систему параметров для каждой из типов базовых партнерских организаций в зарубежных странах – с учетом специфики планируемого при ней Центра (проектного, научно-исследовательского, образовательного и пр., см. Задачу 3). Данные параметры должны включать имеющиеся материальную (помещение и оборудование), кадровую и клиентскую базу потенциального партнера, которые он будет использовать и усовершенствовать в течение проекта. Если зарубежный представитель не обладает подобной базой и является индивидуальным предпринимателем, он не может быть рассмотрен в качестве партнера проекта, так как он вносит с собой в проект ряд не погашаемых российской стороной рисков. Выбор партнерских организаций в зарубежных странах должен происходит открыто, на основе конкурсного отбора с публичным объявлением условий конкурса и возможностью любой организации, отвечающей указанным параметрам, принимать в нем участие;

- выработать рамочные нормативные документы (Устав, Положение Центра и Договор между Центром и организацией в Российской Федерации) по каждому из направлений деятельности (типов Центров, см. Задача 3) с учетом норм международного законодательства. Поскольку организации в странах являются субъектами правового поля своей страны и нормы Российской Федерации ни к ним, ни к их клиентам применены быть не могут.

Данные документы рассматриваются как рамочные, рабочие модели – окончательные их варианты должны формироваться на местах и учитывать субъектные позиции обеих сторон (партнеров в Российской Федерации и за рубежом) и их роли в проекте:

- центры открываются сроком на 5 лет с возможностью пролонгации или передачи их роли иной организации в той же стране (в случае, если показатели работы Центра не отвечают условиям договора с организацией в Российской Федерации).

- обязательным условием деятельности центров должен являться их регулярный внутренний и ежегодный внешний мониторинг (задача 1 и задача 2). Причем, внутренний мониторинг проводится с участием экспертов центрального координирующего офиса в Российской Федерации; а внешний – с участием приглашенных независимых экспертов. Результаты обоих мониторингов являются публичными.

Систему параметров для внутреннего мониторинга вырабатывает центральный координирующий центр. Система параметров, созданных в рамках настоящего проекта, может и далее использоваться для внешнего мониторинга.

Задача 5. В настоящее время для поиска информации о центрах и понимания системы их функционирования необходимы значительные инвестиции человеческого и временного ресурса. Причина – отсутствие единой точки входа в проект (в сети интернет и в оффлайн пространстве). Если открытие такой точки при Министерстве просвещения Российской Федерации рассмотрено в задаче 2, то задача 5 – это создание единой точки входа онлайн, сайта проекта с возможность получения регулярно обновляемой информации как о проекте в целом, так и каждом из центров и его активностях и инициативах в отдельности.

Задача 6. Для того, чтобы решить поставленную ТЗ проекта задачу по популяризации русского языка и культуры в международном сообществе, необходимо при выборе партнерской страновой организации и ведении переговоров о ее открытии учитывать не нормы российского права и российскую национальную картину мира (структуру власти), а ментальность и правовую систему принимающей стороны. Поскольку иное не позволит партнерской организации активно реализовывать свои представительские, образовательные, информационные, научно-исследовательские и др. функции (оговариваемые Договоре сторон в соответствии с уставной деятельностью сторон).

Задача 7. Данный аспект проистекает из предыдущих и касается необходимости более точного определения центрами своих целевых аудиторий (далее ЦА) и своей направленности деятельности в отношении ЦА (информационной, образовательной, просветительской, …)

Задача 8. Один из ключевых параметров успешности любого проекта – реализация до его начала (уровень востребованности) и в течение всей его реализации (спад или подъем активности рынка в данном направлении, востребованность проекта в целом и возможность ее корреляции с потребностями ЦА и предложением/спросом отраслевого рынка) – целевого анализа рынка*. При этом отсутствие конкурентов на рынке может означать не только свободную (пока не открытую) нишу, но и отсутствие долгосрочного спроса; то есть анализ рынка при открытии центра необходимо проводить как в синхронии, так и в диахронии (3-5 лет).
*Учитывая реалии эпохи корона-кризиса, под рынком подразумевается как оффлайн (региональный и коммунальный уровень), так и онлайн (с теми же этнолингвокультурными комбинациями); прямые (за продукт) и косвенные (за результат) конкуренты.

Задача 9. При описании данной задачи использовались также результаты опроса в рамках настоящего проекта: ответы директоров (форма 1), ответы педагогов (форма 2) и ответы учащихся (форма 3). Причина использования в т.ч. невалидных ответов (поскольку 95% ответивших центров находятся на территории Российской Федерации, а не зарубежных стран) в том, что методология работы с кадрами принципиально не меняется при переносе центра в иное государство, если подход базовой организации выработан и реализуется в течение длительного периода времени. А смена кадровой парадигмы в самих базовых организациях необходима.

Задача 10. Лицом и основной движущей единицей Центра является его руководитель. Это проявилось и в анкетах педагогов-респондентов, собранных в результате настоящего проекта. Как в анкетах директоров ряда Центров проявилось отсутствие у назначенных на данную должность специалистов именно управленческого (менеджмент образовательной организации, международный проектный менеджмент) образования и опыта.

Задача 11. На основе полученных в результате опроса анкет (здесь валидность является более высокой, поскольку работа в центрах, расположенных в Российской Федерации ведется как в оффлайн, так и в онлайн-формате; и открытие центр 2021 г. планируется именно как дистанционных из Российской Федерации – соответственно опыт уже существующих центров в дистанте можно рассматривать как первичную экспертизу), - мы выявили следующие точки роста и лакуны по направлению образовательного контента и предлагаем варианты их закрытия:

Задача 12. Одной из уже обозначенных выше точек роста центров является системное осмысление ЦА с целью выявления оптимальных механизмов ее привлечения.

Задача 13. Привлечение и удержание внимания ЦА в зоне услуг центра – также тема, освещенная в анкетировании проекта и допускающая осмысление путем анализа заполнения командой проекта анкет № 4 и № 5 (сайты центров и центры в соцсетях, региональных и страновых СМИ и др.).

Задача 14. Мотивация Центров со стороны Заказчика-грантодателя и базового вуза

Задача 15. Мониторинг центра как основание для продолжения его поддержки или передачи функций и грантовой поддержки другой организации в стране/регионе. По результатам опроса и предоставленным отчетам центров, открытых как в Российской Федерации, так и за рубежом, были выявлены задачи, требующие незамедлительного решения (см. выше), равно как отсутствие у ряда центров кадров, обладающих необходимыми компетенциями для решения данных задач.

Задача 16. Что должно быть включено в пакет документов вновь открываемых центров с учетом анализа результатов мониторинга текущего проекта

Более подробно со статьёй Вы можете ознакомиться в данном документе