Кудрявцева Екатерина Львовна, кандидат педагогических наук, PhD, ФГАОУ ВО КФУ, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», Международный методсовет по многоязычию и межкультурной коммуникации. Эксперт Федерального реестра научно-технической сферы Российской Федерации
Исследовательская деятельность эффективности функционирования центров открытого образования проводилась в рамках проекта «Разработка комплексных механизмов создания и популяризации деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в российских образовательных организациях» на основании:
1) Установок технического задания в рамках гранта в отношении открытия Центров, основными из которых являются:
А) Центры должны находиться за пределами Российской Федерации.
Б) Центры должны являться опорными в стране своего местоположения для реализации российскими базовыми вузами и организациями системы образования невузовского типа (АНО) программ в системе «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку».
В) Образовательная программа этих центров должна быть сформирована так, чтобы учащиеся затем могли продолжить обучение в российских учебных заведениях, в том числе в университетах, институтах и академиях.
Г) Для того, чтобы все учащиеся достигли нужного для этого уровня, им необходимо предоставить литературу на русском языке, включая методические и образовательные материалы по преподаванию русского языка как иностранного, серии учебников, словари, классическую русскую литературу, художественную мировую литературу в русских переводах, а сами центры должны быть оснащены необходимым оборудованием.
Д) Мероприятия центров могут посещать все желающие – и те, кто заинтересован в изучении русского языка как иностранного, и носители языка, которые хотели бы повысить уровень своих знаний, больше общаться на русском языке, а также молодые люди, которые намерены поступать в российские вузы.
2) Установок технического задания по проекту «Повышение эффективности функционирования центров открытого образования за счет разработки комплексных механизмов создания и популяризации деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в российских образовательных организациях», основными из которых являются:
А) Результаты Проекта опосредовано воздействуют на статус (признание) русского языка в мире и его распространённость, как средство межнационального общения через повышение эффективности деятельности и развитие комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.
Б) Результаты проекта направлены на развитие и совершенствование кадрового потенциала, учебно-методической базы и технологической инфраструктуры центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.
В) Улучшенная в результате проведения адресных мероприятий и оптимизации, и переориентации ресурсов инфраструктура поддержки и продвижения русского языка будет содействовать расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества.
Г) Качественный и содержательный анализ результатов и существующей нормативной и правовой документации, методические и организационно-финансовые аспекты функционирования Центров позволит сформулировать комплексные механизмы, направленные на развитие и совершенствование кадрового потенциала, учебно-методической базы и технологической инфраструктуры центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.
3) Материалы отчетной документации по открытию центров.
4) Данные раздела 3 настоящего проекта «Анализ нормативной и правовой документации, регламентирующей функционирование центров открытого образования».
Целью проведенной нами аналитики в рамках проекта является выявление наиболее эффективных приемов и практик в привлечении на постоянной основе педагогов и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций к деятельности в центрах открытого образования, формировании учебно-материальной базы центров открытого образования, реализации мер по привлечению обучающихся, проведении диагностических и аттестационных процедур, что несомненно, позволит повысить эффективность функционирования комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.
Основная выявленная тенденция преемственности: данный проект проявил тенденцию трансфера на более широкий круг участников ранее существовавших проектов «Центры и кабинеты Русского мира» (фонд «Русский мир») и Партнерская сеть Института Пушкина (ГосИРЯП им. Пушкина). Причем, выявленные на данный момент точки роста данного проекта являются также, как правило, и точками роста его предшественников. Точки же экспертизы предшественников (например, в области пиара и продолжительного софинансирования партнерских организаций на договорной основе) использованы не были.
Задача 1: Выявленная уже в процессе организации и проведения опроса для получения материала для статистической выборки проблема подтверждает отсутствие не столько механизмов (они созданы и могут быть преобразованы с учетом условий функционирования Центров и ситуации их деятельности в условиях корона-кризиса и др.), сколько опыта руководства и сотрудников Центров по реализации качественного внутреннего и внешнего мониторинга в рамках проектов.
Проблема здесь – в сложности и непрозрачности для участников Проекта линейных и нелинейных зависимостей (например, структуры управления Центрами, системы взаимодействия между Центрами и головными вузами и АНО в Российской Федерации, системы сетевого взаимодействия между Центрами в разных странах).
Рекомендация экспертного сообщества: С учетом данных выводов, на текущем этапе до внедрения и повторного использования (апробации) предлагаемого нами инструмента «обратной связи» с целью выявления кадровых, инфраструктурных и содержательных пробелов в деятельности Центров, необходимо предпринять конкретные шаги по:
открытости информации для каждого участника проекта (директоров, педагогов, пользователей) системы проекта в целом в графическом выполнении (схемы взаимодействия вуз Российской Федерации-вуз Российской Федерации, вуз Российской Федерации-центр, центр-центр) на организационно-правовом, документальном (документооборот), финансовом (директора); организационно-практическом и компетентностном (педагоги) и организационно-информативном (пользователи) уровнях;
- по проведению вебинаров специалистами в области дистанционного сетеобразования организаций разного типа в различных странах (правовых системах) для обучения директоров и сотрудников центров (каждого на его уровне ответственности и включенности) реализации данных систем с практическими примерами;
- по консультационной поддержке указанными специалистами директоров и сотрудников центров в течение первого года проекта для запуска активного и продуктивного сетеобразования как ресурса развития проекта в целом.
Задача 2. В техническом задании настоящего проекта указывается как один из конечных продуктов: «Разработаны не менее 5 комплексных механизмов механизмы создания и популяризации деятельности центров открытого образования в российских образовательных организациях, в частности их филиалов, находящихся за рубежом». Проблема заключается в том, что подобные комплексные механизмы (их квантитативность) непосредственно взаимосвязаны с типами организаций, участвующих в открытии Центров как с российской (вузы, АНО, иные), так и с зарубежной (вузы, языковые центры, НКО, иные) стороны. Поскольку каждая их данных организаций подчиняется свойственным для ее типа и страны ее регистрации как юридического лица нормативно-правовым актам.
Рекомендация экспертного сообщества: с учетом изложенного выше необходима внешняя (не сотрудниками центров, действующих или вновь открываемых) разработка маршрутных листов для открытия Центров.
При этом важно учитывать, что мы находимся в поле действия международного, а не странового права: то есть неверно и невозможно применение к Центрам вне Российской Федерации правовых норм Российской Федерации.
Следовательно, необходимо создание Единого Координирующего Центра для всей сети центров в Российской Федерации и за рубежом, минимальный кадровый состав которого определяется потребностями сетеобразования:
- специалист по международному праву в системе образования и науки, и проектной деятельности
- специалист по сетеобразованию (см. Задачу 1)
- специалист по международным образовательным стандартам и инновационным технологиям в образовании
- методический директор, специалист по интеграции российских (ФГОС) и зарубежных образовательных программ
- менеджер и разработчик образовательных проектов
- координатор сетевого сотрудничества в сфере научных исследований
- координатор сетевого сотрудничества в сфере дуального образования
- координатор сетевого сотрудничества в сфере проектной деятельности.
Также в каждом из открываемых Центров должен быть специалист по интеграции странового (страны расположения Центра) и российского образовательного ресурса, - для интеграции российских программ и учебных материалов в контекст стандартов и требований страны пребывания.
Без подобной интеграции русский язык и образование на русском языке не могут быть включены в мировой контекст, и клиентами Центров останутся только единичные пользователи, имеющие профессиональную или личную (семейную) потребность в освоении русского языка (но не предметов на нем); и востребованность уровней выше В1 будет оставаться на низком уровне.
Так же как участие Центров в наиболее востребованном секторе рынка образования на русском языке сегодня – работе с подростками-билингвами 14+ (потенциальными потребителями услуг российских вузов и уже не-клиентами русских школ за рубежом). В настоящее время данный сегмент целевой аудитории находится в зоне пристального внимания таких систем как IB, Кембриджская система (предлагающих свои экзамены в т.ч. по русскому языку и предметам на русском языке как одном из родных/неродном для билингвов) – и только путем интеграции страновых программ и программ российского образования (с выходом на двойные аттестаты, получаемые при Центрах) Российской Федерации может стать достойными игроком на этом вновь открывающемся рынке.
Задача 3. В связи с задачей 2 возникает необходимость выстраивания системы Центров в каждой стране как преемственной – со школы (с возможностью получения двойного аттестата) до Центра в его нынешней форме, подготавливающего к поступлению в российский вуз, или (ре)эмиграции в Российской Федерации (вкл. трудовую миграцию) или оказывающего просветительские услуги населению (на языке страны и на русском языке – с целью популяризации образа Российской Федерации через популяризацию русской культуры, открытий и инноваций, совершенных на русском языке). В последнем случае Центр выполняет функцию трансфера инноваций из Российской Федерации в страны и их валидации и тиражирования внутри страны, и трансфера инноваций из страны в Российской Федерации (исследовательского и проектного научного офиса).
В настоящее время Центры не имеют четко выраженной специализации и списка конкретных реализуемых ими действий для достижения поставленных в проекте целей и решения задач. Фактически они являются языковыми курсами при вузе или центрами дополнительного образования при вузе и НКО. И оказываются тем самым в наименее востребованных сегодня в оффлайн и наиболее занятых в онлайн сегментах международного рынка образования, не имея никаких конкурентных преимуществ (чем объясняется отмеченный в полученных анкетах спад потока клиентов уже в течение первого года).
При этом центры российских вузов, фондов (НКО), ассоциаций (НКО) и АНО сегодня открыты в странах как на базе вузов, так и 1 языкового центра (перепрофилированного) и НКО (2) без учета их исходных параметров и специфики.
Рекомендация экспертного сообщества: Необходима жесткая структурализация каждого центра с учетом его базовой организации в Российской Федерации и в стране нахождения, кадрового и территориального ресурса, ситуативных контекстов (в т.ч. правового, анализа рынка в стране и регионе расположения, инновационного потенциала базового вуза и страны расположения и др.); реорганизация программ и кадрового состава под решение Центром конкретных задач.
В таблицы указаны варианты реализации индивидуальных моделей сетевого сотрудничества в рамках единой системы Центров с учетом разнообразия базовых организаций в Российской Федерации и в странах нахождения Центров. Данный список при необходимости может расширяться.
Задача 4. На данный момент процесс выбора партнерских (страновых) организаций для российских (опорных, базовых) вузов, ассоциаций (НКО) и АНО – участников данного проекта – не прозрачен для внешнего эксперта. Показатели, на основании которых выбирается потенциальный партнер российской организации, не представлены системно ни в одном из указанных в качестве используемых нами для анализа источников (1-4).
Рекомендация экспертного сообщества: для систематизации деятельности Центров на местах и их сетевого взаимодействия необходимо:
- выработать единую систему параметров для каждой из типов базовых партнерских организаций в зарубежных странах – с учетом специфики планируемого при ней Центра (проектного, научно-исследовательского, образовательного и пр., см. Задачу 3). Данные параметры должны включать имеющиеся материальную (помещение и оборудование), кадровую и клиентскую базу потенциального партнера, которые он будет использовать и усовершенствовать в течение проекта. Если зарубежный представитель не обладает подобной базой и является индивидуальным предпринимателем, он не может быть рассмотрен в качестве партнера проекта, так как он вносит с собой в проект ряд не погашаемых российской стороной рисков. Выбор партнерских организаций в зарубежных странах должен происходит открыто, на основе конкурсного отбора с публичным объявлением условий конкурса и возможностью любой организации, отвечающей указанным параметрам, принимать в нем участие;
- выработать рамочные нормативные документы (Устав, Положение Центра и Договор между Центром и организацией в Российской Федерации) по каждому из направлений деятельности (типов Центров, см. Задача 3) с учетом норм международного законодательства. Поскольку организации в странах являются субъектами правового поля своей страны и нормы Российской Федерации ни к ним, ни к их клиентам применены быть не могут.
Данные документы рассматриваются как рамочные, рабочие модели – окончательные их варианты должны формироваться на местах и учитывать субъектные позиции обеих сторон (партнеров в Российской Федерации и за рубежом) и их роли в проекте:
- центры открываются сроком на 5 лет с возможностью пролонгации или передачи их роли иной организации в той же стране (в случае, если показатели работы Центра не отвечают условиям договора с организацией в Российской Федерации).
- обязательным условием деятельности центров должен являться их регулярный внутренний и ежегодный внешний мониторинг (задача 1 и задача 2). Причем, внутренний мониторинг проводится с участием экспертов центрального координирующего офиса в Российской Федерации; а внешний – с участием приглашенных независимых экспертов. Результаты обоих мониторингов являются публичными.
Систему параметров для внутреннего мониторинга вырабатывает центральный координирующий центр. Система параметров, созданных в рамках настоящего проекта, может и далее использоваться для внешнего мониторинга.
Задача 5. В настоящее время для поиска информации о центрах и понимания системы их функционирования необходимы значительные инвестиции человеческого и временного ресурса. Причина – отсутствие единой точки входа в проект (в сети интернет и в оффлайн пространстве). Если открытие такой точки при Министерстве просвещения Российской Федерации рассмотрено в задаче 2, то задача 5 – это создание единой точки входа онлайн, сайта проекта с возможность получения регулярно обновляемой информации как о проекте в целом, так и каждом из центров и его активностях и инициативах в отдельности.
Задача 6. Для того, чтобы решить поставленную ТЗ проекта задачу по популяризации русского языка и культуры в международном сообществе, необходимо при выборе партнерской страновой организации и ведении переговоров о ее открытии учитывать не нормы российского права и российскую национальную картину мира (структуру власти), а ментальность и правовую систему принимающей стороны. Поскольку иное не позволит партнерской организации активно реализовывать свои представительские, образовательные, информационные, научно-исследовательские и др. функции (оговариваемые Договоре сторон в соответствии с уставной деятельностью сторон).
Задача 7. Данный аспект проистекает из предыдущих и касается необходимости более точного определения центрами своих целевых аудиторий (далее ЦА) и своей направленности деятельности в отношении ЦА (информационной, образовательной, просветительской, …)
Задача 8. Один из ключевых параметров успешности любого проекта – реализация до его начала (уровень востребованности) и в течение всей его реализации (спад или подъем активности рынка в данном направлении, востребованность проекта в целом и возможность ее корреляции с потребностями ЦА и предложением/спросом отраслевого рынка) – целевого анализа рынка*. При этом отсутствие конкурентов на рынке может означать не только свободную (пока не открытую) нишу, но и отсутствие долгосрочного спроса; то есть анализ рынка при открытии центра необходимо проводить как в синхронии, так и в диахронии
(3-5 лет).
*Учитывая реалии эпохи корона-кризиса, под рынком подразумевается как оффлайн (региональный и коммунальный уровень), так и онлайн (с теми же этнолингвокультурными комбинациями); прямые (за продукт) и косвенные (за результат) конкуренты.
Задача 9. При описании данной задачи использовались также результаты опроса в рамках настоящего проекта: ответы директоров (форма 1), ответы педагогов (форма 2) и ответы учащихся (форма 3). Причина использования в т.ч. невалидных ответов (поскольку 95% ответивших центров находятся на территории Российской Федерации, а не зарубежных стран) в том, что методология работы с кадрами принципиально не меняется при переносе центра в иное государство, если подход базовой организации выработан и реализуется в течение длительного периода времени. А смена кадровой парадигмы в самих базовых организациях необходима.
Задача 10. Лицом и основной движущей единицей Центра является его руководитель. Это проявилось и в анкетах педагогов-респондентов, собранных в результате настоящего проекта. Как в анкетах директоров ряда Центров проявилось отсутствие у назначенных на данную должность специалистов именно управленческого (менеджмент образовательной организации, международный проектный менеджмент) образования и опыта.
Задача 11. На основе полученных в результате опроса анкет (здесь валидность является более высокой, поскольку работа в центрах, расположенных в Российской Федерации ведется как в оффлайн, так и в онлайн-формате; и открытие центр 2021 г. планируется именно как дистанционных из Российской Федерации – соответственно опыт уже существующих центров в дистанте можно рассматривать как первичную экспертизу), - мы выявили следующие точки роста и лакуны по направлению образовательного контента и предлагаем варианты их закрытия:
Задача 12. Одной из уже обозначенных выше точек роста центров является системное осмысление ЦА с целью выявления оптимальных механизмов ее привлечения.
Задача 13. Привлечение и удержание внимания ЦА в зоне услуг центра – также тема, освещенная в анкетировании проекта и допускающая осмысление путем анализа заполнения командой проекта анкет № 4 и № 5 (сайты центров и центры в соцсетях, региональных и страновых СМИ и др.).
Задача 14. Мотивация Центров со стороны Заказчика-грантодателя и базового вуза
Задача 15. Мониторинг центра как основание для продолжения его поддержки или передачи функций и грантовой поддержки другой организации в стране/регионе. По результатам опроса и предоставленным отчетам центров, открытых как в Российской Федерации, так и за рубежом, были выявлены задачи, требующие незамедлительного решения (см. выше), равно как отсутствие у ряда центров кадров, обладающих необходимыми компетенциями для решения данных задач.
Задача 16. Что должно быть включено в пакет документов вновь открываемых центров с учетом анализа результатов мониторинга текущего проекта
Более подробно со статьёй Вы можете ознакомиться в данном документе