ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
В Томске презентовали Охотничий словарь на хантыйском языке
25.01.2022

Мероприятие состоялось накануне в рамках проекта «Сохраняя традиции КМНС Томской области».

Специальным гостем мероприятия стала Елена Крюкова, кандидат филологических наук, доцент, зав каф. языков народов Сибири ТГПУ

По словам Тамары Усатовой, руководителя томской региональной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта куп», в конце 90-х годов XX века ученые обратили внимание, что языки малочисленных народов по всему миру находятся в опасности полного исчезновения. Современный процесс глобализации и развитие экономических отношений все больше способствуют тому, что функциональная ниша, которую занимают малые языки в обществе, с каждым годом сужается. Процесс ассимиляции малых языков господствующими языками был ускорен искусственным прерыванием передачи родного языка в семье по всему миру в 60-х годах прошлого века, когда детей коренных народов (которые в большинстве своем проживали в небольших поселках и вели традиционный образ жизни вместе со своими родителями) забирали в школы-интернаты с целью дать им начальное и среднее образовании в крупных населенных пунктах, в которых находились школы.

«Сегодня очевидно, что введение уроков родного языка в качестве дополнительных или факультативных занятий в образовательную программу средней школы не дает желаемых результатов, а существующие учебники не соответствует требованиям, которые диктует нам современная языковая ситуация. Самые успешные практики передачи родного языка молодому поколению остается естественная передача знаний о языке и культуре в семье от старшего поколения младшему. Искусственно созданная языковая среда вне семьи тоже способствует успешному освоению молодым поколением родного языка. Это методы «языковые гнёзда» (когда в отдельных группах в детском саду или в отдельных классах школы общение и обучение организуется на одном из малых языков) и «Мастер – ученик» (индивидуальное изучение языка вместе с носителем языка и культуры в совместной деятельности)», – добавила Тамара Усатова.